mardi 29 juillet 2014

ДИРАН АЛЕКСАНЯН

Выдающийся мастер виолончельного искусства Диран Алексанян родился 12 апреля 1881 года, в Константинополе, где прошли его детство и отрочество.
Его первые занятия по игре на виолончели проходили под наблюдением дяди по материнской линии, Ованнеса Азнавура. Позднее он брал также уроки по теории и гармонии у живущего  в Константинополе итальянца Гуателли.
К пятнадцати годам, Диран решает окончательно посвятить себя музыке, несмотря на возражения родителей, которые предпочли бы видеть его скорее на дипломатической службе или в судебно–адвокатской среде, по примеру деда, дипломата, посла, или отца, Ованнеса Бея — председателя коммерческого трибунала.


***


     
Ф. Грюцмахер
(1832-1903)
Hochschule für Musik
Так или иначе, в 1895 году, попрощавшись с семьей, Алексанян уезжает в Германию, в город Дрезден. В дрезденской консерватории (Hochschule für Musik) он поступает в виолончельный класс знаменитого профессора Фридриха Грюцмахера по рекомендации которого начинает играть в оркестре Иоганнеса Брамса а также музицирует с не менее знаменитым Йозефом Иоахимом.
Один лишь факт, что в возрасте семнадцати лет Дирана Алексаняна приглашают выступить в качестве солиста в монументальной симфонической поэме для виолончели и оркестра «Дон Кихот» Рихарда Штрауса (1864-1849) под управлением самого автора, свидетельствует о незаурядном уровне исполнительского мастерства юного Дирана. 
С этого момента начинается восхождение Алексаняна, венцом славы которого оказались выступлениям с такими  величинами, как Артур Никиш и Густав Малер.

***

Уникален артистический итог немецкого периода жизни Дирана Алексаняна, приехавшего в Германию на учебу в четырнадцать лет и покинувшего ее в двадцатилетнем возрасте. Ему выпало счастье не только застать в живых такого корифея музыки, как Брамс, и, играя с ним, в его оркестре, получить наставления Великого Немца, но и на протяжении всего процесса своего профессионального становления  также музицировать и выступать в концертах с Й. Иоахимом, Р. Штраусом, Г. Малером и А. Никишем.




***

Тридцатишестилетний парижский период жизни Дирана Алексаняна, длившийся с 1901 по 1937 гг., был не менее насыщенным и плодотворным. 
Пабло Казальс (1876-1973), Альфред Корто (1877-1962), Жан Юре (1877-1930), Ванда Ландовска (1879-1959), Джордже Энеску (1881-1955), Лазар Леви (1882-1964), Альфредо Казелла (1883-1947) — неполный перечень имен, с которыми Диран Алексанян сотрудничал, общался  и музицировал в эти годы.

А такие величины, как Камиль Сен–Санс (1835-1921), Габриэль Форэ (1845-1924), Клод Дебюсси (1862-1918), высоко ценившие исполнительское мастерство Дирана Алексаняна, оказывали ему честь своим присутствием на его концертах.

Альфредо Казелла

Джордже Энеску

***

В составе Трио с румыном Энеску и итальянцем Казеллой, Алексанян  концертирует по всей Европе.  
Алексанян и Энеску  партнеры также в исполнении знаменитого Двойного концерта Иоганнеса Брамса.

Считающийся одним из лучших исполнителей Концертной Симфонии для виолончели с оркестром ор. 8 Джордже Энеску, Алексанян довольно часто исполнял данное произведение, как например, в Париже — под управлением автора, а в Испании, с Пабло Казальсом в качестве дирижера.
Красноречивыми свидетелями его творческой зрелости и уровня его исполнительского искусства являются также предложения и приглашения полученные Дираном Алексаняном от современных ему композиторов для участия в премьерах их произведений. 
Вот некоторые их них.
Первое исполнение  своей Сонаты для виолончели и фортепиано До мажор, оп. 26/2, состоявшееся 4 марта 1936 года в Париже, Энеску доверяет Дирану Алексаняну, сам исполнив партию фортепиано.


Эмануэль Моор
Жан Юре
                                  
Афиша концерта 18 апреля 1920 года

         
Страница фа диез мажорной
посвященной Диану Алексаняну
сонаты Жана Юре
На состоявшемся 15 июня 1909 года концерте посвященном композитору Эмануэлю Моору (Emmanuel Moór) в парижском зале Плейель, Диран Алексанян, с тремя другими виолончелистами — Андре Эккингом (André Hekking), Жозефом Салмоном (Joseph Salmon), и Пабло Казальсом принимает участие в премьере Сюиты для четырех виолончелей, ор. 95, венгерского композитора.
23 мая 1912 года Диран Алексанян с Джорджем Энеску (первая скрипка), Робертом Креттли (вторая скрипка), Друэ (альт), (Д. А. виолончель) и Андрэ Желе (ф-но), выступает  в первом исполнении фортепианного Квинтета французского композитора и пианиста Жана Юре (Jean Huré).
На концерте состоявшемся 18 апреля 1920 года Диран Алексанян, совместно с автором исполняет третью, ему же посвященную фа диез мажорную сонату для виолончели и фортепиано Жана Юре, Четвертую Сюиту для Виолончели соло Иоганна Себастьяна Баха а также, с Джордже Энеску — его Концертную Симфонию.


***


Диран Алексанян в гостях у Пабло Казальса
начало 1949 года
Более полувека тесная дружба связывала Дирана Алексаняна с Пабло Казальсом. А поводом к их знакомству послужил следующий факт.  
Итальянский пианист и композитор Альфредо Казелла попросил Дирана Алексаняна  отредактировать виолончельную партию одного из его сочинений. Ознакомившись с этой редакцией, Казальс был приятно удивлен высоким мастерством и профессионализмом неизвестного ему музыканта, выполнившего эту работу и выразил желание познакомиться с ним. Высоко ценивший игру Алексаняна, Казальс находил, что манера его игры, мышление, использование новых аппликатурных приемов, во многом совпадали с его собственными.

«Алексанян — человек исключительный», — говорил Казальс. «В течение многих лет мы обсуждали вместе вопросы, касающиеся виолончели и проблем интерпретации в целом ; мои беседы с ним были для меня всегда подлинным стимулом» 
— мнение, говорящее о многом...

***

Известны факты общения Дирана Алексаняна и с русскими музыкантами.
В 1923 году в Барселоне Диран Алексанян выступил с Сергеем Прокофьевым (1891-1954) в двух концертах (17 и 19 февраля). 
Цитата из интернета по поводу этих концертов.
«В январе 1923 композитор получил приглашение в Барселону на два концерта, пополам с французским виолончелистом Дираном Алексаняном (Alexanian) и с радостью провел их в феврале, отлучившись вместе с Линой из заснеженного Этталя на склоне баварских Альп»
«Концерт 17 февраля :  первые два отделения – выступление виолончелиста, в третьем отделении Прокофьев исполнил шесть Картинок с выставки. Мусоргского и свою Третью сонату». 
О втором концерте в Барселоне, 19 февраля, Прокофьев записал в дневнике : 
— «Я играю еще меньше: шесть коротушек., [т.е..Мимолетности. – Е.К.] и .Наваждение… »



Исполнители фортепианного Секстета
в день авторского концерта Сергея Ляпунова
25 декабря 1923 года
В центре — Сергей Ляпунов
справа  —Диран Алексанян




25 декабря того же года Диран Алексанян принимает участие в авторском концерте
другого русского композитора и пианиста Сергея Ляпунова (1859-1924), исполнив партию виолончели в его фортепианном Секстете. 









***

Французская и европейская пресса двадцатых, тридцатых годов двадцатого века исключительно высоко оценивает выступления Алексаняна, виолончелиста и дирижера. Особо отмечается отсутствие в его манере исполенения каких бы то ни было внешних эффектов.


Диран Алексанян


С первых же дней жизни в Париже, Диран Алексанян вовлекается и в литературные и философские круги.  В становлении и развитии его философских взглядов решающую роль сыграли, в частности, встреча и занятия с Анри Бергсоном (Henri Bergson, 1859-1941), лауреатом Нобелевской премии по литературе (1927 год).
На страницах французской прессы этих лет, особенно в «Le Monde Musical»,  появляются многочисленные статьи высокоэрудированного, обладающего блестящим пером, музыканта. Среди них — статьи о Казальсе, полемические статьи, отзывы о концертах, в том числе Фуртвенглера и Тосканини, статья-некролог «Клод Дебюсси» (апрель 1918), в связи с кончиной композитора, итд.






***


Дом по улице Фарадей Nº 12, где в 20х-30х годах жил Диран Алексанян.











***

Ecole Normale de Musique, Париж

***

Руководство по игре 
на виолончели
Шесть Сюит для 
Виолончели соло 
И. С. Баха
Педагогическая деятельность Дирана Алексаняна в годы проживания в Париже была в основном связана с Ecole Normale de Musique, куда он был приглашен по рекомендации Пабло Казальса.
В этом учебном заведении, кроме класса виолончели, Диран Алексанян руководил классами оркестра, дирижирования и камерной музыки. 

В 29 лет Диран Алексанян берется за создание нового руководства по игре для виолончели, отнявшего у него четыре года кропотливого труда. В 1914 году Диран Алексанян завершает работу, названную Пабло Казальсом «словарем техники игры на виолончели». Пользующийся большим спросом вплоть до наших дней, этот двуязычный метод (на французском и английском), был выпущен в свет в 1922 году парижским издательством «Mathot» [Мато], (впоследствие «Salabert» [Салабер]), под названием  «Traité Théorique et Pratique du Violoncelle» с предисловием Пабло Казальса. 
Другим, не менее важным трудом Дирана Алексаняна, является его аналитическая редакция всех Шести Сюит для Виолончели соло И. С. Баха (1929). 
Следует отметить что приложенное к данному труду факсимиле авторской, баховской версии Шести Сюит, написанной рукой Анны Магдалены Вильке-Бах, второй жены композитора, делает его уникальной.

***

Маленькая Армянская Сюита


Первые опыты композиции Диран Алексанян делает в годы учёбы в Германии. Это были хоровые произведения, написанные для хора местной протестантской церкви.
Композитор Диран Алексанян известен больше как автор разнообразных транскрипций, в которых заметен его интерес к национальному мелосу. Его «Маленькая Армянская Сюита» (1919) для камерного оркестра включает инструментальные версии литургического песнопения «Хорурд хорин», и народных песен «Орор», «Алагяз», «Ов арек» (в переводе : «Великое таинство», «Колыбельная», «Гора Алагяз» и «Дайте прохлады»). Данная Сюита первые была исполнена на юбилейном вечере известного армянского писателя и публициста Аршака Чобаняна в парижском зале Гаво.
Множество народных песен переложены им для струнных инструментов, в частности, виолончели. 
В числе его сочинений также Фортепианный Квинтет, 
Две пьесы, «Ария» и «Пастораль», переложение для виолончели и ф-но из «Рождественской Оратории» И. С. Баха, 1904, Ed. Mathot,
«Колыбельная», для виолончели и ф-но, 1923, Париж,
«Две Поэмы», для голоса в сопровождении фортепиано на слова Камиля Моклера («Deux Poèmes» de Camille Mauclair), Paris, 1919, Ed. Mathot,
Романс для голоса и ф-но на слова поэмы Альбера Самена (Soir, les roses dans la coupe d'Albert Samain), Paris, 1918, Ed. Ricordi.

***
О пианистических навыках Дирана Алексаняна его ученик Дэйвид Блюм,  в своей книге «Thе Art of Quartet playing» пишет следующее :
— «He could play almost any opera score on the piano from memory»
— Он мог сыграть на фортепиано практически любую оперную партитуру наизусть.

***

Еще в середине двадцатых годов Диран Алексанян получил приглашение из Соединенных Штатов Америки с предложением основать там виолончельную школу, на которую ответил лишь в 1937 году.
В конце лета 1937 года, перед его отъездом в Америку Ecole Normale de Musique организовала в его честь концерт, в котором прозвучали второй Квартет Г. Форэ, Квинтет с двумя виолончелями Шуберта и Квартет Шумана в замечательном исполнении Palenicek, братьев Figueroa, Blanpain Reculard  и Noordhof.
На том же вечере с прощальной речью выступил Альфред Корто.
Приводим ее текст полностью.
Альфред Корто
Страница посвященная
Алексаняну 

«Le Monde Musicale»
Июнь-июль 1937
—  Мы испытываем истинное сожаление  сейчас, — сказал Корто,— когда нам приходится  расставаться  с Алексаняном, одним из основателей этой школы, которую педагогический талант великого музыканта озарял исключительным сиянием.
Я знаю, что с нашей стороны было бы проявлением недостаточной любви, если б мы его просили отказаться от лестного предложения  из Соединенных Штатов, отнимающих его у нас. 
Я знаю что наша приверженность приняла бы форму эгоизма, если бы мы настаивали на том, чтобы он остался. Стало быть, пусть едет во имя Франции, педагогические тенденции которой он так достойно представляет, показать превосходство своего метода, приумноженного  нашими национальными методами в большой дружественной стране, где его репутация не нуждается в рекомендации и, где ему обеспечен ошеломляющий успех.
Я бы хотел от имени его студентов класса виолончели, оркестрового класса, классов камерной музыки, друзей школы и лично от себя,  обязанному ему  столькими часами неоценимого сотрудничества, сказать ему, прежде чем он покинет этот дом, всецело населенный  его влиянием что никто из нас никогда не забудет его, великого художника, который в течение почти двадцати лет проявил столько любви и преданности.
То, что было его преподаванием — терпеливое исследование психологических и физиологических основ, обусловливающих Прекрасное музыки, сложилось в результате долгого опыта в систему, которая не только резюмировала колоссальный труд, но и выявила его непреходящую значимость и смысл.
Счастливы должны быть те молодые американские музыканты, которые сумеют вынести пользу от преимущества такого обучения, в котором найдут наряду с благородным осознанием требований предъявляемых к искусству, и наиболее эффективный способ проникновения в его захватывающую и чудесную тайну.

***


Peabody Institut
Manhattan School of Music
К сожалению, мы не располагаем достаточной информацией относительно семнадцатилетней деятельности 
Дирана Алексаняна на американском континенте, 


в частности,  педагогической, в «Peabody Institut» Балтимора
и «Manhattan School of Music»  Нью–Йорка.
Наши обращения в архивы этих учебных заведений для получения информации о его педагогической и концертной деятельности американского периода, ждут ответа.

***   




Жизнь Дирана Алексаняна оборвалась в возрасте 73-х лет во Франции, куда он приехал дирижировать концертами,
27 июня 1954 года. 
Похоронен в Шамони,
во французских Альпах. 

У могилы 
Дирана Алексаняна.




С Анри Онеггером, 1927

С Антонио Янигро
1930
***

Фотоснимки свидетельствующие о привязанности Дирана Алексаняна к Шамони, ещё со времен его проживания во Франции, где, вдали от Парижа, у подножия Монблана любил проводить свободное от преподавания лето.





             ***
        


Неполный список музыкантов с мировым именем, учившихся или пользовавшихся советами знаменитого виолончелиста, дирижера и выдающегося педагога Дирана Алексаняна.

Морис Айзенберг (1900-1972) 
Виллем ван ден Бург (1901-1992)
Эммануель Фойерман  (1902-1942)    
Григорий Пятигорский (1903-1976)   
Анри Онеггер (1904-1992)       
Герберт де Кастро (1905-1969) 
Рудольф Метцмахер (1906-2004)    
Пьер Фурнье (1906-1986)       
Рая Гарбузова (1906-1997) 
Ева Гейниц (1907-2001)      
Льерко Шпиллер  (1908–2008) 
Харви Шапиро (1911-2007)     
Бернар Гринхаус (1916-2011)  
Хидаят Инаят Хан (1917)     
Антонио Янигро (1918-1989)      
Дейвид Сойер (1923-2010)      
Джордж Риччи (1923-2010)  
Оливье Колбентсон (1927-2013)  
Джон Сант-Амброджо (1932)
Дейвид Блюм (1935-1998)



Статья оповещающая кончину
Дирана Алексаняна
New York Times, 4/7/1954


Автор Блога благодарен пианистке Светлане Навасардян за ценные указания.

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire